Оценка имущества в исполнительном производстве

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Оценка имущества в исполнительном производстве

Оценка имущества должника является одним из основных элементов (наряду с арестом, изъятием и реализацией) в процессе обращения взыскания в исполнительном производстве.

Вопрос о стоимости имущества возникает уже на этапе наложения ареста на имущество должника (примерной формой акта ареста имущества должника в качестве одного из обязательных реквизитов предусмотрена графа “Оценка каждого предмета”) и не теряет своей актуальности до момента реализации (если речь идет о продаже арестованного имущества на торгах, то с момента совершения сделки вопрос о правильности произведенной оценки утрачивает свою юридическую значимость, поскольку это обстоятельство не может рассматриваться в качестве основания для признания торгов недействительными; согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации возможные нарушения при проведении оценки арестованного имущества не могут рассматриваться в качестве оснований для признания судом торгов недействительными в силу п. 1 ст. 449 ГК РФ) .

——————————– Приказом ФССП России от 28.02.

2006 N 22 “Об утверждении Методических рекомендаций о порядке использования примерных форм процессуальных документов, необходимых для реализации инструкции по документационному обеспечению (делопроизводству) исполнительных производств в структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов” утверждена примерная форма акта ареста имущества должника, где одним из реквизитов является графа “Оценка каждого предмета” // Бюллетень Минюста России. 2006. N 5.

Информационное письмо ВАС РФ от 22.12.2005 N 101 “Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства” // Вестник ВАС РФ. 2006. N 4.

Но несмотря на то что достоверность величины стоимости объекта оценки не признается одним из условий действительности сделки, без преувеличения можно сказать, что результаты оценки имущества должника служат фактором, определяющим исход всего исполнительного производства. От того, насколько ее результаты соответствуют сложившимся ценам, зависят сроки реализации арестованного, а зачастую и возможность продажи имущества (а следовательно, удовлетворение требований взыскателя).

В случае завышения цены арестованного имущества снижается вероятность его продажи, а реализация по заниженной цене влечет нарушение прав и законных интересов должника и взыскателя.

Только справедливое определение рыночной стоимости имущества должника способно минимизировать предпосылки для эскалации конфликта интересов сторон исполнительного производства (а в данных отношениях материальная функция конфликта интересов, связанная с перераспределением ценностей, выгодой одной и потери другой стороны, находит одно из самых ярких своих проявлений) . В противном случае при наличии перекосов в результатах оценки последние становятся предметом обжалования, а исполнительное производство приобретает затяжной характер .——————————– Подробнее о конфликте интересов в имущественных отношениях см.: Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 66 – 67, 89; Михалев И.Ю. Криминальное банкротство. СПб., 2001. С. 16 – 19; Дедов Д.И. Конфликт интересов. М., 2004. С. 1 – 5.

Даже в том случае, когда для оценки имущества судебный пристав-исполнитель привлекал независимого оценщика, в судебном порядке может быть оспорено только постановление этого пристава-исполнителя, определяющее цену такого имущества. Данная позиция изложена в информационном письме ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 “О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком”.

В Федеральном законе “Об исполнительном производстве” (далее – Закон) вопросам оценки арестованного имущества должника посвящена ст. 52.

Вместе с тем в целом отношения, связанные с оценкой имущества, урегулированы ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон об оценке). В соответствии со ст.

1 Закона об оценке оценочная деятельность в Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством об оценке, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Существуют различные точки зрения в отношении вопроса о соотношении двух названных Законов. Одни авторы считают, что положения ст. 52 Закона могут применяться к рассматриваемым отношениям только в части, не противоречащей нормам Закона об оценке, поскольку последние носят специальный характер .

По мнению других, основное место в регулировании отношений в исполнительном производстве занимает Закон. Закон об оценке подлежит применению лишь в той мере, в какой это не противоречит ему и существу регулируемых им отношений .

Согласно третьей точке зрения, Закон об оценке не распространяется на отношения, связанные с исполнительным производством (данная позиция получила оценку в судебной практике: довод о том, что Закон об оценке не применим к отношениям по оценке имущества, производимой в ходе исполнительного производства, признан судом ошибочным) .——————————– См.

: Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учебно-методическое пособие / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2001. С. 293 – 294. Деготь Е.А., Деготь Б.Е. Исполнительный процесс: Научно-практическое пособие. М., 2006. С. 303 – 304.

См.: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2003 N А05-11589/02-565/17.

Нет необходимости пытаться соотнести нормы рассматриваемых Законов как общие и специальные. Предметом регулирования каждого из названных Законов являются различные отношения.

Конечно, эти отношения очень близки по своей природе (и в первом, и во втором случае они возникают по поводу оценки арестованного имущества), но в силу различия субъектов они не могут полностью совпадать, а следовательно, не совсем корректна постановка вопроса о конкуренции норм Законов.

Общее правило, установленное п. 1 ст. 52 Закона, можно разделить на две части: 1) оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем; 2) оценка производится по рыночным ценам, действующим на день исполнения исполнительного документа. Этим же пунктом предусмотрено первое исключение из правила, касающееся, условно говоря, подхода к оценке, т.е.

когда она производится не по рыночным, а по регулируемым ценам. При этом под регулируемой ценой принято понимать цены на товары, услуги, работы, установленные нормативными актами органов власти Российской Федерации и ее субъектов. И с этими ценами в основном все понятно . Больше вопросов связано с оценкой, производимой по рыночным ценам или исходя из рыночной стоимости.

——————————–

Подробнее об этом см., напр.: Настольная книга судебного пристава-исполнителя. С. 295 – 294.

Надо сказать, что буквальное толкование рассматриваемой нормы обнаруживает целый ряд неточностей и пробелов, которые влекут терминологическую путаницу, порождают различные, порой противоположные точки зрения.

Одним из важных является вопрос о том, распространяются ли требования Закона об оценке на случаи осуществления оценки арестованного имущества судебным приставом-исполнителем и обязан ли судебный пристав-исполнитель руководствоваться стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности (далее – стандарты оценки) ?——————————–

Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 “Об утверждении стандартов оценки” // СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 3026.

С полной уверенностью можно утверждать, что требования Закона об оценке распространяются на отношения, участниками которых являются профессиональные оценщики.

Однако было бы неверным с той же степенью уверенности распространять данное утверждение на ситуации, когда оценку имущества в соответствии с п. 1 ст. 52 Закона производит самостоятельно судебный пристав-исполнитель.

По смыслу Закона об оценке судебный пристав-исполнитель не признается субъектом оценочной деятельности, признаки которого перечислены в ст. ст.

4 и 24 (наличие соответствующего образования, членство в одной из саморегулируемых организаций оценщиков, страхование ответственности и пр.). А в силу прямого указания законодателя стандарты оценки являются обязательными к применению только для субъектов оценочной деятельности (п. 1 стандартов оценки).

Следовательно, судебный пристав-исполнитель, производящий оценку арестованного имущества самостоятельно, не обязан руководствоваться правилами указанных нормативных правовых актов (однако это не означает, что судебный пристав-исполнитель не может ими руководствоваться).

С данным выводом вполне согласуется сложившаяся на сегодняшний день практика: судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества ориентируется на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары (при этом он использует информацию, публикуемую Федеральной службой государственной статистики, торговыми домами, биржами, а также данные, содержащиеся в ежемесячном статистическом бюллетене “Индексы цен и тарифов”, в различных ценовых журналах и частных газетных объявлениях) .——————————–

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist11_2718.html

Оценка имущества судебными приставами

Оценка имущества в исполнительном производстве

Одним из основных способов исполнения судебных актов является обращение взыскания на имущество должника. Это может быть недвижимость, автотранспорт, драгоценности и ценные бумаги, иные дорогостоящие активы.

Чтобы определить начальную стоимость для торгов или цену имущества, передаваемого взыскателю, в исполнительном производстве назначается оценка.

О правилах проведения процедуры оценки, способах защиты должника и взыскателя, читайте в этом материале.

Когда нужна оценка имущества приставами по исполнительному производству

Оценка представляет собой определение реальной стоимости имущественных активов. Обычно таким показателем является цена, за которую вещи, предметы или объекты можно продать на рынке.

Профессиональная оценочная деятельность может осуществляться организациями и частными экспертами, состоящими в СРО, имеющими квалификационные аттестаты.

В рамках исполнительного производства ряд полномочий по оценке предоставлен сотрудникам ФССП, хотя они не относятся к профессиональным субъектам оценочной деятельности.

Оценка имущества по исполнительному производству проводится в следующих случаях:

  • для определения соразмерности арестованного имущества и суммы задолженности (нельзя наложить арест на активы, если их рыночная цена несоразмерна требованиям взыскателя);
  • для определения начальной цены при реализации через торги, через специализированную организацию;
  • для оспаривания постановления пристава об оценке, если с ней несогласны взыскатели или должники;
  • для определения цены вещей и предметов, передаваемых напрямую взыскателю в счет погашения долга.

Обратите внимание! Если по решению суда должник обязан передать взыскателю определенную вещь, оценка может не понадобиться. Однако стоимость имущества может быть существенно увеличена за счет ремонта или иных вложений должника. В этом случае по результатам оценки можно определить сумму, которую взыскателю придется выплатить должнику.

Для проведения оценочных мероприятий не нужно подавать какие-либо заявления.

Специалист ФССП, ведущий производство, сам провести оценку или пригласить профессионального эксперта, направить сторонам копию постановления.

Однако при несогласии с порядком определения стоимости, либо с итоговой ценой, взыскатель и должник могут требовать привлечения независимого оценщика. Все расходы будет нести инициатор оценки.

Можно ли реализовать имущество без оценки?

В статье 85 Закона № 229-ФЗ есть прямое и однозначное указание – для имущества, которое будет направлено на реализацию, оценка является обязательной. Из этого следует, что на арестованные вещи и предметы проводить расчет рыночной стоимости необязательно.

Например, законодательство содержит ряд исключений, при которых имущество можно арестовать, но нельзя реализовать. Типичным примером является единственное жилье должника и его семьи.

Так как продать через торги такой объект нельзя (кроме обращения взыскания на ипотечную квартиру), пристав не обязан его оценивать.

Где применяются результаты оценки

В соответствие с Законом № 229-ФЗ, результаты оценки имущества судебными приставами будут применяться:

  • как начальная цена для организации торгов (для этого постановление об оценке передается вместе с имуществом в специализированную организацию);
  • как цена для реализации имущества без торгов (по объявлениям через СМИ, путем прямых предложений покупателю);
  • для зачета стоимости имущества, переданного непосредственно взыскателю;
  • для определения разницы, которую взыскатель должен вернуть должнику при получении имущества в натуре.

Определение рыночной стоимости может потребоваться при замене арестованных вещей и предметов на другое (равнозначное) имущество. Такое ходатайство может подать должник, хотя пристав не обязан его удовлетворять. Что подтвердить, что интересы взыскателя не будут нарушены заменой, можно заказать оценку через независимого эксперта, представить заключение или отчет приставу.

Способы оценки имущества в исполнительном производстве

В федеральном законе № 229-ФЗ предусмотрено всего два варианта оценки имущества – непосредственно судебным приставом, либо профессиональным оценщиком. Специальный вариант применяется для установления рыночной стоимости ценных бумаг. Для этого специалист ФССП делает запрос организатору торгов (фондовой биржи), где обращаются ценные бумаги.

Оценка судебным приставом

Чтобы понять, когда пристав может сам провести оценку, нужно смотреть статью 85 Закона № 229-ФЗ. В ней есть 7 пунктов, по которым обязательно привлекается профессиональный оценщик.

Если вещь или предмет не подпадает под этот перечень, специалист ФССП вправе сам рассчитать рыночную стоимость.

Типичным примером является движимое имущество, чья предварительная стоимость не превышает 30 тыс. руб.

Для проведения оценки пристав использует Методические рекомендации, утвержденные Приказом ФССП от 24.07.2013 № 01-9. Алгоритм оценки заключается в следующем:

  • сбор и анализ информации, документов о характеристиках и целевом назначении вещи, годе изготовления, износе;
  • поиск объекта-аналога, в отношении которого есть общедоступные сведения о цене (сравниваются экономические, технические, материальные и другие характеристики);
  • использование сравнительного подхода для расчета рыночной стоимости имущества (сравниваются существенные и дополнительные показатели, влияющие на цену);
  • издание постановления с указанием стоимости вещей или предметов, направление копии документа сторонам по делу.

Информацию об объектах-аналогах пристав может получать в СМИ, у организаторов торгов, в специализированной организации по продаже арестованного имущества. Все запросы о характеристиках объектов-аналогов должны быть в материалах производства, так как пристав обязан обосновать свои выводы.

Привлечение профессионального оценщика

Если стороны производства не согласны со стоимостными показателями, указанными в постановлении пристава, они могут требовать привлечения профессионального оценщика. Как указывалось выше, все расходы на такие услуги будет нести инициатор требования. Также сотрудник ФССП обязан привлекать оценщиков для расчета цены наследующие активы:

  • любые виды недвижимости (участки, гаражи, дома, здания, квартиры, ОНС и т.д.);
  • акции, облигации и другие ценные бумаги, если они не обращаются на свободном рынке или на организованных фондовых торгах (например, сюда входят акции АО, если они не выпускались в свободную продажу);
  • имущественные права, в том числе дебиторская задолженность;
  • драгоценные металлы и камни, товары с их использованием (не входят в эту группу металлические счета в банках, привязанные к курсовой стоимости металлов);
  • коллекционные дензнаки, чья реальная стоимость не совпадает с номиналом;
  • вещи с исторической или художественной ценностью (картины, скульптуры, антиквариат и т.д.);
  • активы, чья предварительная стоимость выше 30 тыс. руб.

Обычно у подразделений ФССП есть долгосрочные договоры с экспертными организациями или частными оценщиками.

Расходы на оказание таких услуг будут взысканы с должника после завершения исполнительного производства и реализации имущества.

Для определения рыночной стоимости также проводится сравнение характеристик и цен, а эксперт в натуре осматривает вещи, предметы и объекты. В акте, который пристав передает оценщику, должна быть указана примерная цена объекта.

Могут ли взыскатель и должник привлечь своего оценщика

Могут, но только в рамках оспаривания постановления пристава и результатов работы оценщика. Поэтому изначально специалист ФССП назначает эксперта из заранее отобранного списка.

В этом случае проверяется, нет ли заинтересованности или родственных связей со сторонами по делу, иных оснований для отвода.

Если взыскатели и должники не согласны с результатами оценки, они могут просить привлечь специалиста, состоящего в СРО оценщиков.

Сроки оценки имущества судебным приставом

В Законе № 229-ФЗ указано несколько процессуальных сроков, имеющих прямое отношение к оценке имущественных активов:

  • пристав обязан привлечь профессионального оценщика не позднее месяца после обнаружения вещей и предметов должника;
  • срок проведения оценки будет указан в постановлении специалиста ФССП. так как зависит от перечня активов, их характеристик и места расположения;
  • в течение 3-х дней после получения отчета об оценке сотрудник ФССП обязан издать постановление, указать в нем рыночную стоимость;
  • не позднее одного дня после издания постановления, его копия направляется сторонам по делу;
  • в течение 10 дней после получения информации об оценке взыскатели и должники могут ее оспорить через суд.

Период действия оценочного отчета не превышает трех месяцев. Если этот срок истек, а пристав не успел реализовать активы, будет проводиться повторный расчет рыночной стоимости.

Что делать если не согласен с оценкой имущества приставами

Взыскатель всегда заинтересован в как можно меньшей цене имущества, чтобы оно гарантированно нашло покупателя на торгах. Должник, напротив, почти всегда уверен в умышленном занижении стоимости его активов. Для защиты интересов стороны могут требовать повторной оценки, либо оспаривать постановление пристава, отчет оценщика. 

Если специалист ФССП сам проводил расчет рыночной стоимости, его постановление можно обжаловать в порядке подчиненности, либо через суд. На это сторонам дается не более 10 дней. Если расчеты проводил профессиональный эксперт, оспорить оценку можно только в суде.

Оспаривание оценки через суд

Обратиться в суд для оспаривания оценки можно в течение 10 дней. Этот срок считается с момента получения копии постановления, либо передачи информации об оценке другим способом. Алгоритм действия для оспаривания в судебном порядке заключается в следующем:

  • нужно самостоятельно заказать независимую оценку (если это возможно), либо подготовить доказательства о несоответствии стоимости имущества рыночной цене;
  • заявление подается в суд по месту совершения исполнительных действий;
  • если заявитель не смог заказать оценку до подачи иска, можно представить соответствующее ходатайство в суд.

Обратите внимание! При возникновении сомнений в выводах оценщиков, суд вправе назначить товароведческую, экономическую или другую экспертизу. Расходы на ее проведение будет нести бюджет. Однако если заявление останется без удовлетворения, суд взыщет сумму затрат с заявителя.

При успешном оспаривании суд укажет надлежащую рыночную стоимость имущества. Пристав будет обязан указать ее в постановлении, применять при реализации активов должника через торги, либо при передаче их взыскателю.

Автор статьи

Источник: https://Pristav-Russia.ru/blog/otsenka-imushchestva-pristavami:-kogda-nuzhna-kak-provoditsya-mozhno-li-osporit/81.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.