Подведомственность бывает

Понятие и виды подведомственности | Студент-Сервис

Подведомственность бывает

Правом разрешать юридические дела наделены суды общей юрисдикции, арбитражные суды, третейские суды, нотариат, комиссии по трудовым спорам, примирительные комиссии, посредники, трудовые арбитражи в коллективных трудовых спорах. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, возможно рассмотрение гражданского дела органами исполнительной власти. При этом принятое в административном порядке решение может быть обжаловано в суд.

Учитывая многочисленный состав юрисдикционных органов, чрезвычайно важно разграничить их компетенцию по рассмотрению гражданских дел, чему и служит институт подведомственности.

Таким образом, институт подведомственности имеет своей задачей определить круг гражданских дел, разрешение которых отнесено законом к компетенции определенной системы юрисдикционных органов.

В зависимости от органов, уполномоченных на рассмотрение дела различают подведомственность судебную (судам общей юрисдикции либо арбитражным судам), административную и подведомственность дел общественным организациям (например, третейским судам, комиссиям по трудовым спорам и пр.).

Такое деление широко используется в законодательстве и в судебной практике. Практическая ценность данной классификации состоит в том, что она позволяет установить круг дел, относимых к ведению различных юрисдикционных органов, а также составить общее представление о существующих формах защиты гражданских прав.

В зависимости от категории дел, в отношении которых устанавливается их относимость к ведению тех или иных юрисдикционных органов, подведомственность может быть разделена на подведомственность дел, возникающих из гражданских правоотношений, из административных правоотношений и пр. В свою очередь каждый из этих видов подведомственности может быть подразделен на несколько подвидов: подведомственность дел о праве собственности, подведомственность дел об оспаривании решений и действий государственных, муниципальных и иных органов и лиц, нарушающих права и свободы заинтересованных лиц и пр. Также как и первая, данная классификация является общепризнанной и широко используемой в юридической практике. Ее ценность состоит в том, что она позволяет составить целостное представление о формах защиты прав, возникающих из правоотношений различных видов.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Еще одним основанием для классификации видов подведомственности является количественный состав систем юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение одних и тех же юридических дел. По данному основанию подведомственность может быть подразделена на единичную и множественную.

Единичная подведомственность дела означает, что данное дело может быть рассмотрено только одной, и более никакой другой системой юрисдикционных органов.

Единичной противостоит множественная подведомственность, предусматривающая возможность разрешения дел какой-либо определенной категории не одним, а несколькими системами юрисдикционных органов. Последняя, в свою очередь, делится на договорную и альтернативную подведомственность юридических дел.

В соответствии с ч.3 ст. 3 ГПК РФ, при наличии соответствующего соглашения стороны могут передать подведомственный суду общей юрисдикции спор, возникающий из гражданских правоотношений, на рассмотрение третейского суда.

Таким образом, договорной называется подведомственность, в соответствии с которой, относимое к компетенции управомоченного органа дело по взаимному согласию сторон может быть передано на рассмотрение другого, помимо основного, юрисдикционного органа.

При альтернативной подведомственности, заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению обратиться к любому из названных в законе органов.

Основное отличие альтернативной подведомственности от договорной заключается в том, что право выбора управомоченного органа, в котором будет рассмотрено и разрешено дело, принадлежит только одному из субъектов спора, а именно лицу, инициирующему юрисдикционный процесс.

Так, юридические лица вправе требовать выплаты вексельной суммы, основанной на протесте векселя в неплатеже, посредством обращения в арбитражный суд с исковым заявлением, либо посредством обращения в суд общей юрисдикции с заявлением о вынесении судебного приказа.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/ponyatie-i-vidy-podvedomstvennosti/

Гражданский процесс

Подведомственность бывает

Подведомственность гражданских дел принято классифицировать по различным основаниям.

Прежде всего, по субъекту, рассматривающему дело. Правом рассмотрения юридических конфликтов обладают: а) суды; б) государственные органы исполнительной власти; в) негосударственные органы (в том числе создаваемые, назначаемые или избираемые участниками юридическою конфликта). Кроме того, для граждан в соответствии с ч. 3 ст.

46 Конституции России предусмотрено право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека: Комитет по правам человека, Комиссию по правам человека СНГ и в Европейский суд по правам человека.

Соответственно принято говорить о судебной подведомственности, административной подведомственности и общественной подведомственности гражданских дел. Во-вторых, по числу органов, рассматривающих гражданские дела того или иного рода, различается единичная (или исключительная) и множественная подведомственность.

Множественная подведомственность (подведомственность гражданского дела нескольким юрисдикционным органам) делят на договорную, императивную, альтернативную и смешанную.

Судебная подведомственность носит универсальный характер: суды вправе рассматривать и разрешать споры о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов, возникающие из любых правоотношений.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает дела, перечень которых точно определен в ст. 125 Конституции.

При этом в основном это дела о соответствии Конституции различных нормативных актов (преимущественно федеральных и региональных законов, государственных и международных договоров, а также отдельных подзаконных актов). Конкретные гражданские дела Конституционный Суд РФ не рассматривает и не разрешает.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции (общая судебная подведомственность) закреплена в ст. 22 ГПК. Суды рассматривают и разрешают следующие виды дел.

1. Дела искового производства. Дела искового производства закон определяет, во-первых, как исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов. Во-вторых, как исковые дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Споры о праве собственности, о праве на наследство, защите чести и достоинства, возмещении вреда, нарушении обязательств, защите прав потребителей, праве авторства на произведения литературы, науки, искусства, изобретения, полезные модели и промышленные образцы — таков, если можно так выразиться, типичный набор споров из гражданских правоотношений.

Для семейных правоотношений такой перечень составят дела о расторжении брака, споры о детях, о лишении родительских прав, о взыскании алиментов.

К трудовым спорам относятся споры из таких отношений, которые основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. К спорам из трудовых правоотношений относятся, например, дела о восстановлении на работе, об оплате труда, об исполнении трудовых обязанностей, возмещении ущерба, причиненного при исполнении трудовых обязанностей.

https://www.youtube.com/watch?v=IEKhECZKqYE

Жилищные правоотношения обычно представлены делами о выселении, обмене, разделе жилой площади, признании права на жилую площадь и вселении, споры, связанные с приватизацией жилой площади.

Земельные правоотношения, как правило, порождают споры о праве собственности на землю, об определении порядка пользования землей, о возмещении убытков, причиненных нарушением права землепользования.

Экологические правоотношения представлены в судах спорами о возмещении ущерба, причиненного нарушением природоохранного законодательства.

В группу иных правоотношений, порождающих дела искового производства, входят дела по спорам между гражданами и органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о выплате указанной пенсии, об удержаниях из этой пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм такой пенсии, а также по иным спорам, связанным с назначением и выплатой трудовых пенсий.

К ним также могут быть отнесены исковые дела о нарушении конституционных прав и свобод (о ликвидации, реорганизации, регистрации религиозных и общественных организаций, иски к органам управления кооперативов, общественных и религиозных организаций, споры, переданные на разрешение суда Президентом РФ, согласно ст. 85 Конституции РФ), иски налоговых инспекций (дела о нарушении налогового законодательства) и др.

Субъектный состав данных дел по действующему законодательству не имеет существенного значения. Судам общей юрисдикции подведомственны исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Добавим сюда иностранцев, лиц без гражданства, иностранные и международные организации, а также организации с иностранными инвестициями, которые также могут участвовать в таких делах, разрешаемых в целом с соблюдением общих правил искового производства (ч. 2 ст.

22 ГПК), и получим полный перечень заинтересованных участников дел искового производства.

2. Дела приказного производства — перечисленные в ст.

122 ГПК исковые дела, рассматриваемые по упрошенным правилам: дела о принудительном исполнении определенных требований, установленных в порядке, позволяющем предполагать отсутствие возражений по существу требования, — требования, основанные на нотариально удостоверенной сделке; требование о взыскание алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства (материнства) и др.

3. Дела, возникающие из публичных правоотношений и указанные в ст. 245 ГПК: К таким делам относятся

а) об оспаривании нормативных правовых актов;

б) об оспаривании ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих:

в) о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

г) о временном размещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих реадмиссии, в специальном учреждении миграционной службы;

д) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

4. Дела особого производства, указанные в ст. 262 ГПК:

  1. об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  2. об усыновлении (удочерении) ребенка;
  3. о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  4. об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  5. об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
  6. о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  7. о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  8. о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  9. о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
  10. по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  11. по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

5. Дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов.

6. Дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Правила о подведомственности дел судам общей юрисдикции содержат одну принципиальную оговорку. Указанные шесть категорий дел суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают во всех случаях, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов (ч. 3 ст. 22 ГПК).

Таким образом, чтобы определить подведомственность дел судам общей юрисдикции, необходимо установить, во-первых, какую часть дел, перечисленных выше, составляют экономические споры, а во-вторых, определить, какие дела отнесены федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

В соответствии со ст.

27 действующего АПК арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ст.

28 АПК) вне зависимости от субъектного состава этих споров.

В соответствии со ст.

29 АПК арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. Причем приводимый перечень таких дел в определенной части повторяет подведомственность судам общей юрисдикции.

Арбитражные суды также рассматривают и разрешают дела особого производства — в частности, об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ст. 30 АПК) и некоторые другие.

Арбитражным судам, кроме того, подведомственны специальные категории дел (ст.

33 АПК): о несостоятельности (банкротстве); о создании, реорганизации и ликвидации организаций; об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.

Сопоставительный анализ норм ГПК и АПК позволяет утверждать, что судам общей юрисдикции подведомственны все дела искового производства, за исключением споров из гражданских и иных (земельных, экологических и других) правоотношений, возникающих между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также споров между иными лицами в случаях, квалифицируемых как экономические споры.

Из дел, возникающим из публично-правовых отношений, судам общей юрисдикции неподведомственны дела по оспариванию ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если они относятся к правам лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Дела об оспаривании нормативных актов до 1 января 2011 г. подведомственны арбитражным судам только в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом, а после этого практически будет применяться общий критерий разграничения подведомственности между арбитражными судами и судами общей юрисдикции (подп. 1 п. 1 ст. 29 АПК в ред. ФЗ от 27 июля 2010 г.

№ 194-ФЗ).

Из дел особого производства арбитражные суды вправе рассматривать только заявления об установлении юридических фактов в области предпринимательской или иной экономической деятельности. Подведомственность дел с участием иностранцев, по решениям третейских судов, иностранных судов и международных арбитражей разграничивается по тем же самым критериям.

Сложность представляет определение подведомственности дел, возникающих в основном с участием граждан-непредпринимателей и должностных лиц «в области иной экономической деятельности». В ст.

28 АПК сказано, что экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности другими организациями и гражданами, рассматриваются в случаях, предусмотренных АПК и иными федеральными законами.

Верховный Суд РФ дает по этому поводу следующие разъяснения.

1. Необходимо отличать корпоративные споры, подведомственные арбитражному суду: Арбитражным процессуальным кодексом РФ (ст.

33) к подведомственности арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Исходя из этого указанные дела не могут рассматриваться в порядке гражданского судопроизводства судами общей юрисдикции1См.: п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» (Российская газета. 2003. 25 января)..

2. Необходимо отличать корпоративные споры от трудовых споров, подведомственных судам общей юрисдикции. Дела по трудовым спорам между акционером — физическим лицом и акционерным обществом, участником иного хозяйственного товарищества или общества и этим хозяйственным товариществом или обществом подведомственны судам общей юрисдикции.

3. Необходимо отличать корпоративные споры, подведомственные арбитражному суду, от корпоративных споров, подведомственных судам общей юрисдикции. Производственные и потребительские кооперативы в соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются хозяйственными товариществами или обществами, поэтому дела по спорам между этими кооперативами и их членами подведомственны судам общей юрисдикции.

Источник: https://isfic.info/grapro/mareev11.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.